watchinexile2017: (Default)
watchinexile2017 ([personal profile] watchinexile2017) wrote2013-05-20 02:31 am

Читаю... Ричард Бокхэм. Богословие Книги Откровение

       

ПОНИМАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Должно быть ясно, что образы книги "Откровение" - это символы, обладающие силой вызывать воспоминания и вовлекать в воображаемое участие в символическом мiре книги. Но они - не просто создают словесные картины. Их точная литературная композиция всегда существенна для их смысла.  И, в первую очередь, такая поразительно проработанная в деталях композиция всей книги создает сложную сеть литературных перекрестных ссылок, параллелей, контрастов, которые сообщают значение частям и целому. Естественно, не всё из этого будет замечено при первом или седьмом, или семидесятом прочтении. Но эти детали - один из приемов замысла книги, чтобы она постепенно открывала богатство своих смыслов в результате её интенсивного изучения. Во-вторых, как мы уже заметили, "Откровение" насыщено словесными аллюзиями на Ветхий завет. Это не случайно, а существенно для того способа, которым передаётся смысл. Если не замечать ключевых аллюзий, едва ли и в малой степени можно понять смысл этих картин. Но так же, как и литературная компоновка, очень точное и малозаметное использование Иоанном Богословом ветхозаветных аллюзий создаёт тот резервуар значений, из которого их можно черпать всё в большей и большей степени. Ветхозаветные аллюзии часто включают в себя их контекст в Ветхом Завете и целый ряд связей между Ветхозаветными текстами, которые не явны, а лежат под поверхностью текста "Откровения".  И если бы мы задались вопросом, что могли понять из этой книги обычные христиане из церквей Асии, то мы должны были бы вспомнить, что вследствие сильного иудейского характера тех церквей, их члены были гораздо больше знакомы с Ветхим Заветом, чем христиане нынешние, даже очень хорошо образованные. Но мы ещё должны помнить и о круге христианских пророков в этих церквях (Откр. 22, 9), кторые, вероятно,  изучали, интерпретировали и объясняли пророчество Апостола Иоанна с тем же учёным вниманием, с каким они относились к пророчествам Ветхого Завета.

Кроме того, что картины книги "Откровение" были проникнуты ветхозаветными аллюзиями, в них отзывались эхом мифологические образы мiра, современного возникновению книги. Змей или Дракон, символ первобытного источника зла в "Откровении", диавол (Откр. 12, 3-9) - это хороший пример такого символа с сильными библейскими корнями (Быт. 3, 14-15; Ис. 27, 1), к которым обращается "Откровение", но он, в результате своего выдающегося положения в языческих  религиях и мифологии, вызывал также широкий культурный резонанс в умах современников, читавших книгу.

Другим типом современной аллюзии была идея вторжения с Востока (Откр. 9, 13-19; 16, 12). -Тут Иоанн Богослов обращается к действительному страху в политике Римской Империи первого столетия по Р.Х., поскольку угроза втожения со стороны могучей Парфянской империи  тогда чувствовалась повсеместно.

Она имела те же оттенки завоевания жестокой и чуждой цивилизацией, какие вызывала в умах западных европейцев угроза русского вторжения в эпоху холодной войны - хотя для некоторых Римских подчинённых территорий на Востоке она открывала перспективу освобождения от угнетения Римом. Когда "Откровение" изображает вторжение «царей от восхода солнечного» в союзе со зверем, который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» (Откр., 17, 8) - оно отражает современный Ап. Иоанну миф об императоре Нероне,  которого одни вспоминали как отвратительного тирана, а другие - превращали в спасительную фигуру, - что он якобы должен был однажды вернуться во главе парфянских орд и завоевать Римскую империю.

Подобным образом, картины Иоанна Богослова отражали факты, страхи, надежды, фантазии и мифы современников, превращая их в элементы смысла его собственного христианского пророчества.

Итак, было бы серьёзной ошибкой понимать образы книги "Откровение" как вневременные символы. Их характер подчиняется контексту "Откровения",  как письма семи церквям Асии. И то, как они резонировали в том особом социальном, политическом, культурном и религиозном мiре его первых читателей, необходимо понять, для того, чтобы их смысл был надлежащим образом употреблён сегодня.

Richard Bauckham. (1993) The Theology of the Book of Revelation. Cambridge University Press.


Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting